Пейзажная лирика
Стихи, поэмы, романсы, арии
танский поэт, буддийский монах Гуань Сю. Другие поэты подражали ханьской
юэфу "Напоил коня из родника у Великой стены", где рисуется безысходное горе
разлученных супругов, еще влачащих свое земное существование. Произведение
Ли Бо также написано в стиле народных песен, и поэт заимствовал из них
некоторые традиционные детали.
В Сюаньчжоу, в башне Се Тяо... - Поэт Се Тяо построил эту башню, когда
был здесь правителем округа. Ли - первоначально "переход", расстояние между
двумя селениями, в которых делались остановки. Впоследствии стандартная мера
длины, величина которой колебалась в разные эпохи; в среднем - 0,4 км.
В сердце Пэнлая... Пэнлай - мифический остров-гора, затерянный где-то
в Восточном море, обитель бессмертных.
...кости цзяньаньской строка... Цзяньань (установление спокойствия) -
девиз 196-220 годов в правление последнего императора династии Хань,
Сюаньди.
Именно
на эти годы фактического крушения империи в Китае
приходится первый взлет индивидуальной поэзии, породивший плеяду славных
имен (поэты семьи Цао и "семь цзяньаньских мужей"). "У этих семи мужей в
учености
нет
упущений, в словах нет заимствований, - писал о них
современник, поэт Цао Пи. - Все они чувствуют себя несравненными скакунами,
пролетающими тысячу верст, и, запрокинув головы, несутся галопом, нога в
ногу..." Их творчество, родившееся в смутное время, было поэзией страдания и
печали, "однако кость их была крепка". Это выражение следует понимать,
памятуя, что старая китайская критика усматривала в произведении - подобии
живого существа - три слоя: пребывающий в движении жизненный эфир, т. е.
дух, а затем костяк и плоть. Плоть поэзии составлял ее, так сказать,
"явленный элемент" - слова, тропы, образы, костяком же были их внутренние
связи - мысли, идеи, чувства.
Се Малого стих... Се Малый - прозвище поэта Се Тяо, в отличие от
Великого Се, его родича, поэта Се Линъюня.
Волосы завтра с зарей распушу [...] лодку спущу. - Регламентация
прически была частью "китайских церемоний": распустить волосы мог лишь
человек, ставший отшельником или соблюдающий траур по кому-то близкому.
И
распущенные
волосы
и
лодка, которую хочет раздобыть герой
стихотворения, служат знаком того, что Ли Бо жаждет уйти из суетного мира. В
то же время эти образы - символ печали и расставания.
...и тучу понукает... - Считалось, что человек, достигший высокой
степени духовного очищения, даосский бессмертный, мог летать в поднебесье на
тучах, понукая и погоняя их плетью. Бессмертные летали также на белых далее