Ван Вэй
Стихотворения
Шэньхуэя
предложил
правительству за сотню монет продавать охранительные грамоты тем, кто желает
вступить в буддийскую или даосскую общину, а выручка от продажи этих грамот
целиком предназначалась казне. Шэньхуэй, вновь объявившийся в
Лояне,
возглавил кампанию по сбору средств и провианта для правительственных войск
путем продажи охранительных грамот.
В последующее десятилетие происходит окончательный раскол школы чань на
южную и северную ветви, в результате которого последняя пришла в упадок. Вся
последующая история школы чань - это история ее южной ветви. Шэньхуэй в
своих нападках на сторонников Шэньсю подверг резкой критике его доктрину
постепенного просветления, выдвинув теорию полного мгновенного просветления,
безразличного отношения к буддам и бодхисаттвам, пренебрежения к канонам и
ритуалам.
Представители различных школ китайского буддизма по-разному толковали
те или иные его положения. Произведения Ван Вэя - свидетельство длительных и
серьезных занятий самыми различными аспектами буддизма.
Увлечение Ван Вэя буддизмом школы чань возникло не на пустом месте: в
течение всей жизни поэт внимательно присматривался и к буддийским монахам, и
к самому учению. В результате он оказался человеком, соответствующим образом
подготовленным и посвященным, как того и требовали чаньские мастера. Ван Вэй
усматривал в учении этой школы большие возможности для своего творческого
самовыражения, тем более что его образу жизни соответствовали и такие
требования чаньских наставников, как умение понимать жизнь во всех ее
проявлениях, находить будду везде вокруг себя - в шуме ночного ливня, в
журчании ручья, в шорохе трав и шуме листвы деревьев. Но Ван Вэю не чужда и
внешняя сторона буддийского вероучения: он принимает участие в различных
буддийских службах, а для себя избрал прозвище "Моцзе", которое вместе с его
собственной фамилией Ван
дает
китайскую
транскрипцию
санскритского
Вималакирти {Сутра "Вималакирти-нирдеша-сутра", получившая свое название по
имени знаменитого буддийского проповедника Вималакирти, была известна в
Китае с V в. и с тех пор, особенно с танского периода, пользовалась далее