Ван Вэй
Стихотворения
превращение Будды как раз и обладает тремя телами, не оставит он простых
людей, а в основе своей отрицает пять элементов".
"Пять элементов", которые "...в основе своей отрицаются",- это пять
"инь" (куда входят облик, желания, мысли, карма - "е юань" и душа). Они есть
то, что удерживает человека в бесконечной цепи перерождений,
мешает
постижению высшего освобождения - нирваны. Ван Вэй указывает начинающим
буддистам путь, которым нужно следовать истинному приверженцу учения Будды:
"Началом служат ворота пострижения, и постепенно приближаешься к дому
Пустоты. Затем, когда достигнешь Наитвердейший Путь Высшей Истины, станешь
для трех миров Великим Наставником, и брови будут излучать свет, и
достигнешь возможности жизни в другом мире". В данном случае, где речь идет
о "трех мирах", имеются в виду мир желаний, мир облика, т. е. феноменальный
мир, и мир отсутствия облика, т. е. мир пустоты. Ван Вэй в итоге праведной
жизни и совершенствования обещает возможность возрождения в другом мире, т.
е. когда через одну кальпу исчезнут даже будды и бодхисаттвы, которые
возродятся в другом мире.
Далее Ван Вэй описывает пятнадцатую наложницу господина Цуя, под
образом которой, возможно, и скрывается мать самого поэта: "Пятнадцатая
наложница господина Цуя исполняла должности чиновника при кавалерии и
помощника секретаря цензората. Минуло много кальп, она заложила основу из
множества добродетелей, благодаря силе высшей мудрости {То есть благодаря
буддизму.}, родилась в семье, где постигли суть буддийской истины. С
младенчества отказывалась от мясной и рыбной пищи. Когда подросла, отвергала
жемчуг и бирюзу. В учении [Будды] уже с полуслова смогла понять суть мудрых
слов. Развлекалась тем, что вырезала цветы из бумаги, и
занималась
богоугодными делами". Наступило время, когда она, повзрослев,
стала,
неведомо почему - ведь с детских лет ее отличали способности в постижении
высшей буддийской мудрости, - наложницей господина Цуя, по всей вероятности,
высокопоставленного императорского сановника. Она "...часто сопровождала
господина и на некоторое время входила в императорский небесный дворец, где
стремилась постичь сердце императора. Хотя при своих заслугах она могла бы
рожать детей [императору], она решительно отказалась от веления Неба,
пожелав, чтобы этого вознаграждения удостоились другие наложницы, и открыла
тайну о том, что уходит из дома [в монастырь] ради дхармы в мире людей далее